О положении рук,
пальцев, медиатора
Медиатор
Медиаторы бывают различной формы:
У всех них есть одно общее - фаска (место заточки), именно этим местом и надо ударять по струне.
Размеры стандартного медиатора:
Положение медиатора между пальцами:
Можно самому легко сделать медиатор из страой линейки или другой ненужной вещи, главное хорошо зашлифовать фаску (сначало об мелкую шкурку, а затем о кожу с древесным углем)
Правая рука
Берете медиатор вот так:
Ни мизинец, ни безымянный пальцы не должны опираться на панцирь. Такая опора, в некоторой степени, сковывает движение кисти правой руки и затрудняет игру. Кроме того, появляется дополнительный шорох от трения пальцев о панцирь. Позднее исправлять постановку руки будет очень трудно.
Правая рука, примерно серединой чем-то около локтя, опирается на край корпуса домры выше нижнего порожка (или на «подлокотник»), так, чтобы пальцы находились над панцирем — там, где указывалось основное место извлечения звука (см. рис. 8). Запястье руки приподнято над подставкой не более чем на 3 см.
Движение медиатора производится только кистью, по направлению от себя и к себе. Оно должно быть естественным, непринужденным, без участия предплечья. Предплечье (около запястья) делает лишь незначительные «рефлекторные», отражательные движения, повороты.
Для установки правой руки иногда применяют простой способ: на струны, за подставкой, закрепляют спичечную коробку, подобно «подлокотнику», на которую слегка опираются предплечьем правой руки. Постепенно кисть руки привыкает к нужной постановке, после этого спичечную коробку следует снять
Звуки на домре извлекаются равномерными по силе ударами медиатора по струне вниз или вверх, при этом следует избегать остановок движения кисти в верхнем или нижнем положении. «Глубина» нижней части медиатора, опускаемой под струну, равна примерно 3 мм.
Удар вниз. Кисть и медиатор несколько наклонены к деке. Сначала делается подготовительное движение — взмах кисти вверх и затем основное, почти вертикальное движение — четкий, отрывистый удар по струне вниз до следующей струни**
При ударе вниз по струне амплитуда движения медиатора не превышает расстояния между струнами.
Удар вниз обозначается — V.
Удар вверх. Незначительный наклон кисти и медиатора к деке нужен для того, чтобы при движении вверх не задевать нижнюю (по высоте звука) соседнюю струну. Этим определяется степень наклона к деке, (чрезмерный наклон свяжет движение кисти и затруднит освоение приема тремоло). В таком наклонном положении сначала делается подготовительное движение медиатора вниз и затем основное движение — удар по струне вверх. Медиатор проходит над нижней соседней струной, не задевая ее.
Например, удар вверх по струне В и медиатор проходит над струной А, удар вверх по струне А и медиатор проходит над струной Е.
При ударе медиатора вверх по струне Е не следует допускать больших движений, амплитуда медиатора должна быть примерно равна промежутку между струнами.
Удар вверх обозначается — .'
При движениях вниз и вверх не следует ударять о струну всей плоскостью медиатора (плашмя) или его необработанной стороной, а также поворачивать кисть в сторону каждого удара (выщипывать и «подцеплять» струну).
Левая рука
Левая рука, свободно опущенная и согнутая в локте, придерживает гриф основанием указательного пальца и подушечкой первой фаланги большого пальца. Во избежание захвата грифа всеми пальцами, что тормозит передвижение кисти по грифу, нельзя опираться шейкой грифа на впадину между большим и указательным пальцами. Ладонь также не должна прикасаться к грифу. Закругленные пальцы, с коротко подстриженными ногтями подобно молоточкам, опускаются подушечками ногтя на лады, как можно ближе к металлическому порожку и достаточно крепко прижимают струны к ладам, чтобы звук был чистым интонационно. Свободные от игры пальцы всегда находятся над струнами в полусогнутом положении, они не должны выпрямляться или поджиматься. Пальцы обозначаются следующим образом указательный—1, средний—2, безымянный — 3. мизинец — 4 и большой палец — Б.
Вообще, большой палец должен лишь своей подушечкой держать гриф домры. А с другой стороны гриф поддерживает косточка указательного пальца. (смотри рисунок). Это позволит легко скользить по грифу, что значительно упростит игру.
Хороршее упражнение для левой руки, своеобразная растяжка. Указательный палец на 2 ладу, средний на 4, безымянный на 5 и мизинец на 6.
Вначале будет казаться, что пальцы никогда не будут слушаться, но скоро привыкаешь.
(многое взято из книги "школа игры на трехструнной домре" А. Александрова)
|